Ключевые изменения затрагивают несколько блоков:
• Рабочее время
• Трудовые договоры;
• Отпуска и гарантии;
• Увольнение и сокращение;
• Иностранные работники и отчетность.
1. Особо следует отметить повышение лимита сверхурочной работы. Формально лимит сверхурочной работы остается прежним - 120 часов в год. Но появляется возможность увеличить его до 240 часов. Вопреки громким заголовкам работодатель может это сделать не по своему желанию, а только при наличии такого условия в отраслевом соглашении или коллективном договоре. Документальный порядок установления повышенного лимита сверхурочки игнорировать нельзя ни в коем случае – это будет грубым нарушением трудового законодательства.
Работодателю потребуется ввести дополнительный контроль и иметь: письменное согласие работника; в некоторых случаях медицинское заключение; подтверждение ознакомления работника с уведомлением о праве отказаться от сверхурочной работы. Плюс работник при превышении лимита в 120 часов имеет право на дополнительный оплачиваемый день для диспансеризации или на медосмотр за счет работодателя.
Сложнейшей управленческой задачей становится учет рабочего времени и график предоставления целевых дней.
Закреплен срок рассмотрения заявления об установлении неполного рабочего времени: 5 рабочих дней со дня поступления заявления. Ранее обращения работников могли рассматриваться до бесконечности.
2. При заключении трудовых договоров первое изменение касается компаний с численностью до 70 сотрудников. Для них расширена возможность заключения срочных договоров по соглашению сторон. Ссылки на ст. 59 ТК РФ должны быть подкреплены не просто фактом численности организации, но и обоснованием срочности в тексте договора. Увеличение порога численности с 35 до 70 человек снимает барьер для многих компаний, однако не отменяет обязанности работодателя доказать, что трудовая функция работника носит временный характер. Частое перезаключение срочных договоров влечет риск переквалификации таких договоров в бессрочные в судебном порядке.
Обратите внимание, что изменился порядок установления испытательного срока в трудовом договоре с женщинами, имеющими детей до трех лет. С 1 сентября им испытательный срок не устанавливается. Но при этом у работодателя нет законного права требовать документы о наличии детей и их возрасте при трудоустройстве на работу, а работница может об этом забыть сказать. Для предотвращения споров и судебных разбирательств можно перестраховать себя, включив в локальные акты специальные условия.
3. Скорректирован порядок отзыва работников с вредными условиями труда из отпуска. Отзыв вредников допускается в исключительных ситуациях: аварии; катастрофы; устранение последствий ЧС.
При этом требуется согласие работника. Работа оплачивается минимум в двойном размере.
Порядок должен быть закреплен в коллективном договоре, локальном акте, трудовом договоре.
Дополнительно уточняется, что неиспользованная часть отпуска предоставляется в удобное для работника время либо переносится на следующий год.
Это ограничивает возможность работодателя влиять на график отпусков.
Для пострадавших от ЧС внесены изменения по предоставлению дополнительного оплачиваемого выходного дня и отпуска без сохранения зарплаты до 5 календарных дней. Причем не или-или, а и выходной, и отпуск.
4. Расширен один из случаев увольнения по инициативе работодателя за случаи совершения хищений, растрат и умышленного повреждения имущества. Теперь основанием увольнения работника будет не только вступивший в законную силу приговор или постановление, но и постановление суда о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. Если уголовное дело в отношении работника закрыли, но не из-за того, что он невиновен, а по другим причинам, например истек срок давности или амнистия, работодатель может оформить увольнение. Тем не менее, процедура фиксации нарушения должна строго соответствовать закону, чтобы избежать восстановления работника через суд.
При сокращении, у специалистов, которые вернулись в организацию после военной службы по мобилизации, будет преимущественное право остаться на работе.
5. С 1 сентября действуют изменения правил выполнения квоты для приема на работу инвалидов. В список добавлены инвалиды из числа ветеранов боевых действий, которые с 1 октября 2022 года до 1 сентября 2023 года заключили соглашения с Минобороны.
Вступили в силу новые формы уведомлений о приеме на работу и увольнении иностранных работников, а также о выплате зарплаты высококвалифицированным специалистам.
Расширен список рабочих мест, на которых СОУТ проводят в упрощенном порядке. В новой редакции обновили список видов деятельности, увеличив их с 12 до 55 и включив в него малые предприятия.
Изменения повышают уровень ответственности работодателя за правильную фиксацию, документальное обоснование и соблюдение сроков каждого действия.